Приносит ли азот в шинах пользу

07.07.2015 16:04

В последнее время в России стала модной накачка автомобильных шин азотом — эту услугу можно встретить даже на крупных фирменных СТО и у некоторых официальных дилеров! Но есть ли в этом смысл — или налицо банальное надувательство и выбрасывание гражданами денег на воздух? Точнее, на азот.

Словосочетание «накачка азотом» может очень модно звучать — но не надо забывать, что банальный воздух состоит из азота аж на 78%. Конечно, для человека разница между воздухом и чистым азотом огромна — в силу того, что одним можно дышать, а в другом — только задохнуться. А для покрышек многое ли изменится, если оставшиеся 22% кислорода и прочих составляющих воздуха заменить на азот?

Можно услышать мнение, что азот в покрышке позволяет поддерживать в ней стабильное давление. Мол, при нагреве (который неизбежен при езде) азот расширяется намного меньше обычного воздуха. Однако любой человек, у которого из головы не до конца выветрился школьный курс физики, помнит: коэффициент теплового расширения одинаков для всех газов, а отношение давления к температуре — величина постоянная. Так что, с этой точки зрения у азота преимуществ перед воздухом нет.

Следующий азотный миф — это утверждение, что азот замедляет старение шины, так как в нем нет пыли и влаги. Но что мешает закачать в покрышку чистый воздух через компрессор с фильтром и осушителем? К тому же, самую главную роль в «разрушении» шин играют «внешние раздражители» — дорожное покрытие, высокие нагрузки при агрессивной езде, погодные условия. «Иногда слышатся голоса, что азот защищает внутренний каркас шин от окисления и коррозии — но нити корда и без этого так хорошо спрятаны в толще резины, что с воздухом не контактируют», — говорит Федор Жаринов, специалист отдела качества российского представительства крупной компании по производству шин. Похоже, и в этом случае тезис о пользе азота не выдерживает напора элементарной логики.

Порой встречается утверждение, что покрышка с азотом никогда не сдувается — мол, молекулы азота больше в диаметре, чем молекулы кислорода. На деле разница в диаметрах молекул азота и кислорода мизерна, и говорить о ней всерьез как об основании для «герметизации» шины не приходится. «Возрастные» трещины, медленные проколы, набившаяся между покрышкой и диском грязь, неплотно затянутый ниппель — из-за этого колеса будет постоянно сдуваться колесо, чем его ни накачивай. А хорошо сохранившаяся шина держит давление годами, стравливая его разве что через вентиль или стык обода и покрышки.

Может быть, за счет использования азота можно сделать колеса легче — ведь плотность азота меньше, чем плотность воздуха? Что ж, попробуем посчитать. «Один кубометр воздуха весит примерно 1,29 килограмма, а кубометр чистого азота — 1,25 килограмма, — объясняет Федор Жаринов. — Для примера возьмем 13-дюймовое колесо с шиной и посчитаем массу газа в нем. Объем такой покрышки — примерно 20 литров: значит, если выставить давление на отметку в 2 кгс/см2, внутри окажется порядка 60 литров воздуха или азота. Азот внутри шины будет весить 7,5 граммов, а воздух — 7,74 грамма». Легко понять, на эффективность работы шины гораздо сильнее повлияет не то, что закачано внутрь, а под каким давлением оно закачано. «Вы выиграете гораздо больше, если станет просто регулярно проверять давление в шине, поддерживая заданную производителем величину», — советует Дмитрий Молоканов, директор по маркетингу легковых шин другой крупной компании.

На практике получается, что применение азота имеет смысл разве что в автоспорте, где как раз идет борьба за каждый грамм и каждую долю секунды. А шина, которая трогать асфальт гоночных трасс не собирается, будет чувствовать себя ничуть не хуже, дыша одним воздухом со своим хозяином.