Изданная резолюция воссоздания Нового кафедрального собора в Выборге разработана и одобрена лютеранами. Заказчиком документа выступило Федеральное агентство по управлению госимуществом.
Здание Нового кафедрального собора Выборга находилось между нынешними домами 30 и 32 по Крепостной улице. Храм в стиле неоготики был возведен по проекту архитектора Эдуарда Диппеля в 1889–1893 годах. Над внутренним убранством собора работал целый ряд видных деятелей финского искусства, всего главный городской лютеранский храм мог вместить до 1800 прихожан одновременно.
В военный период постройка была сильно повреждена, разрушены колокольня и кровля, утрачена большая часть убранства здания и орган. После завершения боевых действий ленинградская комиссия по охране памятников признала храм достойным восстановления, однако воплотить идею воссоздания в жизнь не удалось, и в 1950-х руины здания разобрали. Сейчас на месте собора сквер, клумба разбита прямо в сохранившемся цоколе разрушенного сооружения. Подземная часть также осталась неповрежденной.
Сегодня стало известно, что Национальный реставрационный фонд памятников архитектуры и искусства по заказу Федерального агентства по управлению госимуществом подготовил резолюцию по воссозданию собора. Документ включает в себя историческую справку по утраченному зданию, а также сведения о его нынешнем состоянии, карты и изображения собора. Резолюция воссоздания получила одобрение Евангелической лютеранской церкви Ингрии.
Как пояснил «Карповке» директор реставрационного фонда Игорь Львов, эта резолюция является первым шагом на пути к проекту восстановления здания, нынешний документ имеет информационный характер. Сейчас в финских архивах ведется поиск чертежей собора, необходимых для непосредственного строительства, однако пока найдена лишь часть необходимых материалов.
В нынешнем году стало известно о том, что в будущем может возродиться и Старый кафедральный собор. В 2013-м при поддержке Газпрома его исследования продолжила Выборгская археологическая экспедиция Института истории материальной культуры РАН, которая в том числе должна была оценить перспективы восстановления здания в качестве культурного центра.